- мы любим путешествия!

Кронштадт

Дата поездки: 26.12.2009

Зачем ехать в Кронштадт:  город воинской славы; исторический центр города входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Морской Никольский собор, несколько исторических построек XVIII—XIX веков; чугунная мостовая в центре города; музей истории Кронштадта и музей "Кронштадтская крепость"; форты - группа оборонительных сооружений крепости Кронштадт; множество памятников


Кронштадт, город-крепость, заложенный в начале 17 века на острове Котлин посреди Финского залива, известен как колыбель морской славы России. Островное положение и близость к Петербургу надолго определило судьбу Кронштадта, который с 1720-х годов служил базой Балтийского флота. До 1996 года остров был закрыт для посещения простыми гражданами: в Кронштадт можно было попасть только с экскурсией или по приглашению жителя города. В Кронштадте проживает много военных моряков, и жизнь большинства жителей так или иначе связана с морем и флотом.
Внешне исторический центр Кронштадта поразительно похож на Санкт-Петербург. Как и Северная столица, Кронштадт является городом-музеем. Множество старинных зданий, садов, парков, а также памятников фортификационного искусства составляют его уникальное историко-культурное значение. Особого внимания заслуживает гидротехническая система каналов. Часть этой системы, начало строительства которой относится к 1719 году, действует и сегодня.
Остров Котлин был известен с давних времен, но его подлинная история началась осенью 1703 года, когда по указанию Петра I на маленьком островке-отмели к югу от Котлина был заложен форт Кроншлот. 7 мая 1704 года укрепления, включавшие в себя две батареи на острове Котлин, вступили в строй, и эта дата считается днем рождения Кронштадта. По замыслу Петра город должен был стать не только преградой для вражеского флота, но и базой флота российского.
Предусмотрительность царя оправдалась очень быстро - уже через месяц после окончания строительства форта к нему подошла шведская эскадра - но дальше острова Котлин она так и не прошла.
В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя - Кронштадт, или "Коронный город". Петр считал эту местность частью Санкт-Петербурга, и поэтому здесь работали лучшие архитекторы того времени. Ими был разработан план застройки Кронштадта с по-столичному широкими улицами и просторными площадями.
Переломный момент в архитектуре Кронштадта связан с наводнением 1824 года. Город был целиком залит водой, в результате чего значительно пострадали деревянные здания. После наводнения было принято решение заменять старые деревоземляные сооружения на каменные. В городе развернулось грандиозное строительство, стали появляться новые общественные и жилые здания из камня, среди которых были здание таможни, Гостиный двор, госпиталь, Рыбные ряды и другие.
В 1854 году, во время Крымской войны, англо-французская эскадра пыталась пройти к Санкт-Петербургу, но поспешно - и без боя - отступила при виде укреплений и многочисленных фортов Кронштадта.
К началу 20 века слово "Кронштадт" означало мощные крепости и форты, построенные по последнему слову военной науки, семнадцать искусственных островов с укреплениями, а также батареи на северном и южном берегу Финского залива. В торговом порту Кронштадта грузы, следовавшие в Санкт-Петербург, перегружались с судов на баржи и проходили таможенный досмотр.
В историю Кронштадта вписаны многие известные имена. Отсюда вышла в поход первая российская кругосветная экспедиция под командованием Крузенштерна и Лисянского; в антарктическую экспедицию из Кронштадта отправились Лазарев и Беллинсгаузен.
После Октябрьской революции город, как и вся страна, оказался разорванным на два лагеря. Одни моряки безоговорочно примкнули к большевикам, другие в марте 1921 года подняли против них мятеж, который был жестоко подавлен.
Тяжелейшие испытания пришлось вынести Кронштадту во время Великой Отечественной войны. По городу били с двух сторон: с севера - финны, с юга - немцы. Кронштадт был изранен, обескровлен - но все же выстоял. Орудия крепости и фортов стреляли по врагу, поддерживая сухопутные операции советских войск.
Отчасти утратив стратегическое значение, Кронштадт сохранил свой неповторимый облик. Главной достопримечательностью города по праву считается Морской Никольский собор, строительство которого было завершено в 1913 году. Архитектор Косяков, автор проекта, взял за основу Софийский собор в Стамбуле. В высоту собор достигает 70,6 метров (он хорошо виден с берегов залива), а диаметр его купола почти 27 метров.
В 1913 году на Якорной площади перед Морским собором был установлен памятник адмиралу Макарову. За право воздвигнуть этот памятник Кронштадт долго спорил с Санкт-Петербургом - и победил. Адмирал Макаров пять лет командовал Кронштадтским портом и надолго остался в благодарной памяти города. Именно отсюда он отправился на русско-японскую войну в 1904 году. Этот поход оказался для него последним: 13 апреля того же года Макаров погиб на эсминце "Петропавловск".
Важной особенностью Кронштадта является то, что с 1707 года в городе действует футшточная служба, задача которой определять колебания уровня моря. Кронштадтский футшток - специальная чугунная рейка с фарфоровыми вкладышами-делениями - был установлен у Синего моста через Обводный канал. В России от нуля этого футштока измеряется абсолютная высота точки земной поверхности, то есть расстояние (по вертикали) до среднего уровня океанической поверхности.
Информация с http://www.spbin.ru/.

Как добраться до Кронштадта?

Мы ехали автобусом 101 от станции метро "Старая деревня", время в дороге примерно 1 час, стоимость зимой 2009 - 18 рублей. Интервал отправления - каждые 15 минут. Кроме этого автобуса есть маршрутка с таким же номером тоже от "Старой Деревни", маршрутка К-405 от метро "Черная Речка" и маршрутка от метро "Проспект Просвещения" номером К-407. На маршрутках цена проезда выше.
Еще один способ попасть в Кронштадт - паром из Ломоносова.

Мои наблюдения

Наша поездка носила оттенок, который немногие гости города видели: мы видели Кронштадт закопанным в снег. К нашему приезду уже несколько дней в Питере и окрестностях не прекращался снегопад. Снег убирать не успевали, да и вообще делали это довольно вяло, тщательно чистились только крылечки магазинов и кафешек, а большинство тротуаров протаптывалось прохожими узкими тропинками. Все это дало определенный колорит поездке.
Наиболее знаменитыми достопримечательностями Кронштадта считаются форты, в которых мы по несезонности не были. В городе же самым известным памятником архитектуры является Никольский Морской Собор, построенный в начале 20 века. С собором не повезло - он был закрыт с верху до низу каким-то одеялом, видимо идет реставрация, как я понимаю, собор через какое-то время станет действующим. По этой же причине музей, который раньше в нем располагался, не работает, и где он теперь находится я не знаю.
Еще одна достопримечательность - чугунная мостовая, которую в декабре увидеть сложно. Может показаться, что все достопримечательности прошли мимо нас, но это не так - самая главная из них - сам город Кронштадт и его атмосфера, вот на него я посмотрела, и это самое важное, а мостовые и музеи - это уже дело десятое.
В общем, могу сказать, что Кронштадт лично мне понравился, даже не смотря на погоду. В нем есть определенная "харизма", характер, настроение. Мы не везде побывали, не все видели, но все равно мне кажется, что поездка удалась. На осмотр собственно города нужно часа 3-4, не больше. Кафешки есть, но мало, может, в сезон их открывается больше. Мы немного посидели и погрелись в кофейне "Блюз" (находится на проспекте Ленина, где-то в районе 40-х домов), в целом, произведшей на нас положительное впечатление. Цены не сказать, что совсем низкие, но вполне терпимые. По поводу как удобнее добираться - сказать не могу, потому что не было шанса сравнить.

Достопримечательности, расположенные недалеко от Кронштадта: Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра, Пушкин.

Полезные ссылки

http://www.kotlin.ru/ - Информационный интернет-портал города Кронштадта
Кронштадт в моем ЖЖ
Карта Кронштадта
Отчет о Кронштадте в ЖЖ Бориса Мавлютова Boris-mavlyutov в двух частях: 1 и 2.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования